ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕПЛУ овощные культуры делятся на морозостойкие (зимо¬стойкие), холодостойкие и теплолюбивые. К морозостойким отно¬сятся многолетние овощные растения: ща¬вель, ревень, спаржа, хрен, эстрагон, любис¬ток, многолетние виды лука, чеснок озимый и др. Эти культуры зимуют на Северо-западе в открытом грунте под снегом. Их, чаще всего, даже не надо специально укрывать на зиму. Холодостойкими являются все виды капу¬сты, морковь, свекла, редис, редька, репа, зеленные и бобовые культуры, чеснок яро¬вой и озимый. Но в данном случае необходимо понимать разницу между зимостойкими растениями и холодостойкими. Семена последних можно использовать для подзимнего посева, выбрав соответствующие сорта .Всходы их способны выдерживать возвратные весенние заморозки, а взрослые растения переносят осенние заморозки, некоторые вплоть до заморозков почвы. Семена этих культур прорастают при температуре ниже 10С. Всходы не погибают при небольших заморозках, но подвергаясь длительному воздействию пониженных температур (от 0 до -5С), многие растения (свекла, сель¬дерей, редис.) преждевременно выбра¬сывают цветочную стрелку и дают низкий урожай. К теплолюбивым культурам принадлежат огурец, кабачок, томат, патиссон, тыква, фи¬залис. Семена этих культур прорастают при температуре выше 13-14С.. Растения не перено¬сят не только заморозков, но и длительного похолодания, особенно в дождливую погоду. Теплолюбивые овощные культуры выра¬щивают обычно или в теплице, или в открытом грун¬те рассадным способом. Для повышения ус¬тойчивости теплолюбивых растений к пони¬женной температуре и повышения их жизнеспособности обычно проводят закали¬вание набухших семян , а в дальнейшем и рассады. Набухшие семена выдерживают в течение двух-трех су¬ток при температуре около 0°С, а затем высе¬вают. Закаливание рассады проводят в теп¬лице или специальном рассаднике. При появлении всходов температуру в ней снижают на несколько дней до +16С, в дневное время несколько повышают, но на ночь обязательно снижают. Вплоть до марта месяца необходимо дополнительное досвечивание. Это необходимо для усиления роста корней и предупрежде¬ния вытягивания растений. При выращивании в домашних условиях, с наступлением теплых дней, рассаду выносят на балкон или открывают окно, защищая молодые растения от прямых солнечных лучей, и стремясь к понижению температуры в ночное время. ОТНОШЕНИЕ К СВЕТУ. Большинство овощных культур светолюбивы. Особенно требо¬вательны к освещению огурец, патиссон, тыква, кабачок, томат, бобовые культуры, большинство крестоцветных и цветы. Менее требовательны — корнепло¬ды и зеленные овощи. К теневыносливым культурам относятся: лук, выращиваемый на перо, лук-порей, щавель, ревень, спаржа, петрушка, морковь. Все овощные культуры неодинаковы и по от¬ношению к продолжительности освещения. Южным растениям (томат, огурец, патис¬сон, кабачок, тыква) для быстрого цветения и плодоношения требуется длина светового дня менее 12 час. Северным же растениям (корнеплоды, капуста, лук репчатый, чеснок) для развития требуется световой день более 12 час. В условиях Северо-запада, чтобы получить высокий урожай хорошего качест¬ва таких культур, как салат, шпинат, укроп, редис, их нужно выращивать в условиях ко¬роткого дня, то есть высевать или как можно раньше весной, или в конце лета.( хотя сейчас селекционеры вывели сорта нейтральные к длинне светового дня) Но по прежнему требовательны к освещению растения в стадии выращивании рассады. При недостатке света и повышенной температу¬ре рассада вытягивается, и у нее плохо развивается и корневая си¬стема. ТРЕБОВАНИЕ РАСТЕНИЙ К ВЛАГЕ. Знать вкусы овощей немаловажно поскольку помогает огородникам в сухое лето легко составлять план поливов не во вред а на пользу растений. Большинство овощных культур требовательны к влаге. Это объясняется вы¬соким содержанием ее в сырых овощах (от 65 до 97 %), а также большой испаряющей поверхностью крупных листьев. Именно по этому признаку можно без труда определить водохлебов растительного мира. На первом месте по требовательности к регулярным поливам стоят к скоро¬спелые зеленные культуры: салат, шпинат, а так же редис, огурец, раннеспелая и листовая капуста, репа, редька. У них слаборазвитая, поверхностная корневая си¬стема и большая облиственность. Менее требовательны к влаге морковь, петрушка. У этих культур хорошо развита корневая система, и они экономно расходу¬ют влагу на испарение за счет ажурной или глянцевой листвы. У свеклы тоже хорошо развита корневая система, но она более требовательна к влаге, чем морковь и петрушка, так как расходует много влаги на испарение. Но для нее засуха опасна в момент формирования корнеплода, чтобы не прекращать рост, иначе корнеплод растрескивается. Томат имеет мощную корневую систему и значительно меньше, чем, например, капуста, расходует влагу на испарение, поэтому он и менее тре¬бователен к ней. Он предпочитает сухой воздух и обильный полив с последующим мульчированием почвы. Наиболее устойчивы к недостатку влаги в почве фасоль и арбуз. Они считаются засухоустойчивыми растениями. Стоит учитывать так же, что потребность овощных растений во влаге в различные периоды их роста и развития нео¬динакова. Особенно высока потребность в воде в периоды прорастания семян, высадки рассады, прорастания листьев у лука и формирования корнеплодов, а так же во вре¬мя образования кочана у капусты и плодов у огур¬ца и томата. Горох, фасоль и бобы нуждаются в воде в первый период роста, и во время формирования зерна. Все теплолюбивые растения следует по¬ливать теплой (24-25С) водой. Полив лучше проводить вечером или утром. При недостатке воды на садовом участке приме¬няют, так называемый, сухой полив — частое поверхностное рыхление и мульчирование почвы. При рыхле¬нии разрушается почвенная корка и образу¬ются капилляры, по которым вода поступает из нижних слоев почвы в верхние. Избыток влаги в почве так же нежелате¬лен, как и недостаток ее. При избытке влаги все поры в почве за¬полнены ею, поэтому ухудшается дыхание корней, а растения из-за недостатка кисло¬рода погибают. При повышенной влажнос¬ти хуже развивается корневая система расте¬ний, в результате уменьшается количество поступающих из почвы питательных ве¬ществ, снижается урожай. Кроме того, ухуд¬шается развитие в почве полезных микроор¬ганизмов. Чтобы уменьшить избыток влаги весной и осенью на уча¬стках делают отводные канавки и борозды. После отвода воды почву, как только она подсохнет, рыхлят или перекапывают. НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ И ОБ УГЛЕРОДНОМ ПИТАНИИ РАСТЕНИЙ. Из воздуха растения получают необходи¬мый им для жизни углекислый газ, но часто в недостаточном количестве. В возду¬хе его содержится очень мало — всего лишь 0,03 %. Повышение содержания углекислого газа в приземном слое воздуха происходит за счет разложения органического вещества почвы микроорганизмами. Чем больше в почве содержится органического вещества, тем больше выделяется из нее углекислого газа, тем лучше углеродное питание расте¬ний. При увеличении количества углекислого газа, поглощаемого растениями, улучшается их рост и развитие, ускоряется плодоноше¬ние, увеличивается урожай. С улучшением углеродного питания у растений повышает¬ся устойчивость к болезням и вредителям. Для увеличения содержания углекислого газа в теплице можно расставить сосуды с водным раствором коровяка или птичьего помета. В открытом грунте увеличить содержа¬ние углекислого газа в приземном слое мож¬но за счет внесения по поверхности почвы повышенных доз органических удобрений. Очень хороши для ослабленных растений использования жидких подкормок из разведенного коровя¬ка, навозной жижи, птичьего помета или навоза из перебродивших сорняков в прикорневую зону. Применение кулис из высокостебельных растений, таких как кукуруза, бобы, горох, защищающих овощные культуры от ветра, так же способствует сохранению углекис¬лого газа в приземном слое. СОЗДАНИЕ ПОЧВЫ ДЛЯ ХОРОШЕГО РОСТА РАСТЕНИЙ. Для нормального роста и развития овощных растений требу¬ются различные питательные элементы как органические так удобрения так и отдельные химические макро- и микро элементы. Ос¬новные из них - азот, фосфор, калий, сера, магний, кальций, железо- растения потреб¬ляют в больших количествах. Эти элементы называются макроэлементами. Элементы, необходимые растениям в очень небольших коли¬чествах, называются микроэлементами. К ним относятся: бор, марганец, медь, молиб¬ден, цинк, кобальт, натрий. Макро - и микро¬элементы поступают в растения из почвы. Особенно велика у растений потребность в азоте, так как он входит в состав белка и яв¬ляется основой всех жизненных процессов. При недостатке азота листья становятся бледно-зелеными, затем желтеют, растение замедляет рост. При избытке азота листья приобретают темно-зеленую окраску, буйно растут, но цветение и плодоношение задер¬живаются. Фосфор входит в состав сложных белков и участвует в построении клеток растения. При его присутствии повышается усвоение и других элементов питания: азота, калия, магния. Фосфор ускоряет образование орга¬нов плодоношения, улучшает качество про¬дукции, повышая содержание сахара, вита¬минов и других сухих веществ. При недостатке фосфора листья сначала приобретают тусклый темно-зеленый цвет, который в дальнейшем переходит в фиоле¬товый, а с нижней стороны листа вдоль про¬жилок — в пурпурно-красный. При засыха¬нии листья чернеют. Кроме того, при недо¬статке этого элемента замедляется рост растений, задерживается созревание пло¬дов. Недостаток фосфора только в течение нескольких дней после появления всходов неблагоприятно сказывается на всем разви¬тии растений и приводит к снижению уро¬жая. Следует учитывать, что в холодную пого¬ду растения слабо усваивают фосфор из почвы, в это время необходимо подкормить их фосфор¬ными удобрениями. Овощные культуры выносят из почвы много калия. Это объясняется тем, что ка¬лий легко поглощается почвой и лучше усва¬ивается из нее растениями, что способству¬ет накоплению углеводов, которыми так бо¬гаты овощи. Калий повышает устойчивость растений к болезням и их холодостойкость. При недостатке калия по краям листьев овощных растений появляется бледно-жел¬тая кайма, которая в последующем становит¬ся ярко-желтой. При остром недостатке ка¬лия листья вырастают неправильной фор¬мы, в середине их появляются бурые пятна, кайма на листьях из ярко-желтой становится буро-коричневой, ткань листа рассыпается. У свеклы и огурцов листья приобретают ку¬полообразную форму, на огурцах образуются в основном мужские цветки, плоды прини¬мают грушевидную форму. Магний играет большую роль во многих жизненных процессах растений. Он участву¬ет в построении тканей, а также вместе с фо¬сфором во всех обменных процессах, проис¬ходящих в растении. Характерным признаком недостатка маг¬ния является пестрота листьев. Ткань между прожилками листа сначала обесцвечивает¬ся, затем желтеет, но не сплошь, а пятнами. У томата на листьях появляются коричне¬вые пятна между зелеными жилками, у огур¬ца буреют края листьев. Большое значение в питании растений имеют микроэлементы. При недостатке бора у овощных расте¬ний часто отмирает точка роста. На корнях бобовых не образуются клубеньки, в кото¬рых накапливается азот, цветки у пасленовых и тыквенных растений не оплодо¬творяются и опадают, черешки листьев становятся ломкими, у цветной капусты буреют головки, появляются пустоты в кочерыге, у свеклы загнивает сердечко, листья у огурцов принимают вогнутую форму. Если не хватает марганца, листья у овощ¬ных культур становятся ломкими, на них по¬являются мелкие светло-желтые пятна. При недостатке меди кончики молодых листьев овощных культур белеют и края их становятся желтовато-серыми. Дефицит цинка сказывается в появлении бронзового оттенка в окраске листьев, спо¬собствует развитию хлороза. При недостатке любого микроэлемента понижается устойчивость растений к бакте¬риальным и грибным заболеваниям. КИСЛОТНОСТЬ ПОЧВЫ. Нормальный рост и развитие овощных культур зависят от реакции почвенного раствора , то есть кислотности. При рН 3-4 почва считается сильнокислой; 4-5 — кис¬лой, 5-6 — слабокислой, 6-7 — нейтральной, 7-8 — щелочной, 8-9 — сильнощелочной. Овощные культуры, такие как, кочанная капуста, лук, столовая свекла, сельдерей, шпинат, перец, пастернак, не выносят повы¬шенной кислотности. Им нужна нейтраль¬ная или слабощелочная реакция почвенного раствора. Для них оптимальна рН 6,8-7. При слабокислой и близкой к нейтральной реакции хорошо растут огурец, дыня, лук-по¬рей, цветная капуста, салат, брюква. С кис¬лой средой мирятся петрушка, морковь, го¬рох, репа, редька, редис, тыква, кабачок. По¬вышенную кислотность переносят томат, щавель, картофель, ревень. Кислотность почвы на участке бывает различной, поэтому ее желательно ежегодно прове¬рять. Узнать кислотность можно по сорнякам, растущим на огороде. На кислой почве рас¬тут конский щавель, полевой хвощ, мокрица (звездчатка), пикульник, подорожник, иван-да-марья, осока. На слабокислой и нейтраль¬ной — вьюнок полевой, мать-и-мачеха, пы¬рей ползучий, ромашка непахучая, бодяк огородный. Огородники могут определить кислот¬ность и при помощи лакмусовой (индика¬торной) бумаги, которую продают в магази¬нах . Для этого на участке в нескольких местах берут на всю глубину пахотного слоя почвенные пробы. Каждую пробу хорошо перемешивают на пленке, за¬тем от смеси отделяют небольшую часть, ув¬лажняют водой (дистиллированной или дождевой) и прикладывают к ней лакмусовую бумагу. Если она окрасилась в красный цвет, значит, почва сильнокислая, в розовый — среднекислая, в желтый — слабокислая, в зе¬леновато-голубой — близка к нейтральной, и в синий — нейтральная. Вредную для овощных культур избыточ¬ную кислотность устраняют известковани¬ем. Известь обогащает почву кальцием, улуч¬шает свойства полезных микроорганизмов. В результате значительно возрастают урожаи всех овощ¬ных культур. При осенней обработке почвы известь вносят при перекопке гряд из расче¬та 100-400 г на 1 м2 в зависимости от кислот¬ности. Необходимо учитывать, что при из¬вестковании почвы подвижность соедине¬ний бора, марганца, кобальта понижается, а молибдена повышается. Известь можно за¬менить мелом, доломитовой мукой, мерге¬лем, золой. Известь вносят только очень мелкого по¬мола и желательно при осенней перекопке почвы, поскольку она несовместима с большинством удобрений. Для весеннего раскисления почвы используют мел, золу или цементную крошку, которые можно вносить прямо в гряды. А.Б.Кремнёва. Агроном.
|