РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Принят
Государственной Думой
30 ноября 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
5 декабря 2001 года
(в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29-ФЗ,
от 09.05.2005 N 43-ФЗ, от 18.06.2005 N 60-ФЗ,
от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
от 05.01.2006 N 7-ФЗ, от 17.04.2006 N 53-ФЗ,
от 27.07.2006 N 155-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ,
от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ,
от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 08.11.2007 N 261-ФЗ,
от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ,
от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 22.07.2008 N 159-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ,
от 07.05.2009 N 89-ФЗ, от 31.05.2010 N 106-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами
от 26.12.2005 N 189-ФЗ, от 19.12.2006 N 238-ФЗ,
от 18.07.2009 N 181-ФЗ)
(см. Обзор изменений данного документа)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается
возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской
Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических
лиц.
Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального
имущества
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на
признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и
открытости деятельности органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность
физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за
плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную
собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых
вносится государственное или муниципальное имущество).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного
самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим
Федеральным законом.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при
приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними
отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения,
возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых
расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами
территории Российской Федерации;
6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных
международными договорами Российской Федерации;
7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в
соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним
земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной
собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в
собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и
организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские
общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в
государственной или муниципальной собственности и на которых расположены
здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных
организаций;
(в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 60-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих
организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных
учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным
корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями,
государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за
ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственного и муниципального имущества на основании судебного
решения;
11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
12) акций открытого акционерного общества, а также ценных бумаг,
конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае их выкупа в
порядке, установленном статьей 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995
года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
(пп. 12 введен Федеральным законом от 05.01.2006 N 7-ФЗ)
13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента
Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
(пп. 13 введен Федеральным законом от 13.05.2008 N 68-ФЗ)
14) имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда содействия
развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской
Федерации;
(пп. 14 введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ)
15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства
Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения
инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и
технологического развития экономики.
(пп. 15 введен Федеральным законом от 31.05.2010 N 106-ФЗ)
Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального
имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии
с ними нормативными правовыми актами.
3. Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к
объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым
из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными
законами, может находиться только в государственной или муниципальной
собственности.
4. К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не
урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского
законодательства.
5. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в
приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого
имущества могут быть установлены федеральным законом.
(п. 5 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ)
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о приватизации
1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего
Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов
и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества,
содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему
Федеральному закону.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из
законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного
имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и
принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации.
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного
самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской
Федерации о приватизации.
Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества
1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые
физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных
унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических
лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов,
кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на
собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и
расположенных на относящихся к государственной или муниципальной
собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками
этих земельных участков.
(абзац введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 43-ФЗ)
2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских
отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности
государства обязательны при приватизации государственного и муниципального
имущества.
Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими
акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим Федеральным
законом.
Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в сфере приватизации
1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации
Правительство Российской Федерации:
1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о
формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ,
включающего в себя:
федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие
производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для
обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты
нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской
Федерации (далее - стратегические предприятия);
открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной
собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми
обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и
безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных
интересов граждан Российской Федерации (далее - стратегические акционерные
общества);
2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в
перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ
изменений, касающихся:
состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа
стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации
(преобразования в открытые акционерные общества);
необходимости и степени участия Российской Федерации в открытых акционерных
обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для
последующей приватизации акций указанных акционерных обществ;
3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества
на плановый период;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации (далее - Государственная Дума) отчет о результатах приватизации
федерального имущества за прошедший год;
5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам
приватизации федерального имущества;
7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;
8.1) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации
от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества
и (или) осуществления функций продавца;
(пп. 8.1 введен Федеральным законом от 31.05.2010 N 106-ФЗ)
9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом
полномочия.
Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган
исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации
федерального имущества (далее - уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти).
Правительство Российской Федерации своим решением вправе поручить юридическим
лицам организовывать от имени Российской Федерации в установленном порядке
продажу приватизируемого федерального имущества и (или) осуществлять функции
продавца. В указанном решении Правительства Российской Федерации определяются
подлежащее приватизации федеральное имущество, действия данных юридических
лиц, размер и порядок выплаты им вознаграждения.
(в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Особенности осуществления федеральными органами исполнительной власти
полномочий при приватизации имущества федеральных государственных унитарных
предприятий атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации и
акций акционерных обществ организаций атомного энергопромышленного комплекса
Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом "Об
особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих
деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2007 N 13-ФЗ)
Особенности приватизации имущества федеральных государственных унитарных
предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, 100 процентов
акций которых находится в федеральной собственности и передается
Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту
высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" в
качестве имущественного взноса Российской Федерации, устанавливаются
Федеральным законом от 23 ноября 2007 года N 270-ФЗ "О Государственной
корпорации "Ростехнологии".
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2009 N 89-ФЗ)
2. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления определяется законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов
местного самоуправления соответственно.
Глава II. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Статья 7. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества
1. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается
Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет.
В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества
указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества
на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на
структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях
экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и
предполагаемые сроки его приватизации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит
перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых
акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, иного
федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем
периоде.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Внесение находящихся в федеральной собственности акций открытых
акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных
государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы
открытых акционерных обществ осуществляется без внесения изменений в
прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый
период в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями
Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской
Федерации.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 31.05.2010 N 106-ФЗ)
3. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия
включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества
после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени
участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными
обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа
стратегических предприятий.
4. Акции открытого акционерного общества "Газпром", Российского
акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая
система России", открытого акционерного общества, предусмотренного
пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях
управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих
деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также
являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных
перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в
области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные
унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации
федерального имущества на основании федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
|